ИГОРЬ ЧАПУРИН:
«Мальчик из маленького города все время продолжает мечтать»
Большое интервью российского художника-модельера.
Москва, 2022 г.


ФОТО: МАКСИМ МИРНЫЙ

ИНТЕРВЬЮ: ЮЛИЯ (LAVANDAPRODUCTION), ЕЛЕНА СЕРОВА

ВИДЕО: ВЛАДИМИР КУТЕНКОВ

– Сейчас все, кому ни лень, говорят: «Кризис, работать невозможно, поставок нет, тканей нет, проектов нет, все уехали, дизайнеры уехали». У бренда CHAPURIN ситуация другая: куча коллабораций, Большой театр, коллекции, капсулы, постоянно какие-то приглашения. В чём секрет?

Игорь Чапурин: Я никогда не занимался карьерой. Я просто работал бесконечно. Влюблялся. Занимался разными историями. Я делал автомобили. Делал одежду. Создавал дизайны для заводов. Я делал всё, что угодно. Я просто любил своё время и пытался родить что-то новое, другое. В принципе, это миссия дизайнера.
Да, мы делаем бесконечное количество новшеств и это выручает. Мы делаем очень большое количество коллекций – это моя обязанность, потому что мои клиентки и, к счастью, уже и мои клиенты всё время ждут чего-то нового, и я должен продуцировать это.


Я – тот единственный русский, который работает с Большим театром, и через несколько дней новая премьера. Это будет очень красиво. В этом моя внутренняя гармония – гармония трудоголика, человека, который работает бесконечно.
Я никогда не жаловался и не хочу жаловаться. Просто очень люблю то, что я делаю: я люблю людей, я люблю это время...
– Для тебя по-прежнему контраст – самое важное в моде? «Надругаться над сознанием » – это до сих пор так?

И.Ч.: Я очень контрастный. Когда я работаю в своем рабочем кабинете, у меня всё время звучит современнейшая электронная музыка. Через полчаса я оказываюсь у себя дома – раздеваясь, принимая душ, я слушаю виниловые пластинки: Roxette, молодой Майкл Джексон, уникальный Элтон Джон. Контрасты – это история нашего восприятия своего сознания через бескомпромиссность. Рождая в своем кабинете продукт следующего десятилетия как минимум, я наполняю себя современной музыкой. Приходя домой, я немножко окунаюсь в самого себя, возвращаю себя в некую адекватную человечность. Поэтому контрасты – это важная история дизайна, которая даёт нам возможность быть разными.
Я очень контрастный. Когда я работаю в своем рабочем кабинете, у меня всё время звучит современнейшая электронная музыка.
– В интервью ты часто говоришь, что тебе никто никогда не помогал. Сейчас молодые люди авантюризмом и решимостью твоего поколения зачастую не обладают. Где взять силы, эмоции, мотивацию, чтобы открыть свой собственный бренд, дело, чтобы не терять вдохновение?

И.Ч.: Когда я немножко возвращаю себя в себя, я понимаю, что мой путь, всегда был парадоксально разным, и он не должен быть примером. Я на один день поехал в Москву и остался в Москве навсегда.
Я за долгое время одел самых красивых женщин мира, отказался от очень многих контрактов в Италии, во Франции. Я верил в то, что я должен быть здесь и это моя миссия.
Все мои 12 шоу в Париже показали, что я разработал очень современный дизайн. Тогда люди вставали, рукоплескали, иногда плакали. Я работал 24/7 и продолжаю так работать. Если молодое поколение это услышит, воспримет и будет таким же, то, наверное, у них всё получится.
– По тебе никогда не видно, что ты справился с каким-то форс-мажором, но они же наверняка бывают. Как Игорь Чапурин преодолевает трудности, что он делает в это время?

И.Ч.: Я иногда задумываюсь, что одиночество помогает не делиться. Потому что когда ты делишься, ты начинаешь немножко раскручивать странную диафрагму каких-то историй. От меня зависит большое количество людей. Они меня любят. Они со мной очень много лет. Кто-то очень много десятилетий. Я их капитан. Я не могу себе дать возможности показать ни одну из своих слабостей, которых у любого человека очень много. Поэтому я отважный капитан, и я объездил много стран…

Тебе нравятся молодые дизайнеры? Кто из них? Что в них тебе нравится?

И.Ч.: Я с вашего разрешения выражу восхищение молодым европейским дизайнерам, потому что я в них чувствую какие-то свои предпосылки. Это ребята, которые работают 24/7, которые рождают, которые не делают копий интернетных картинок.
По большому счёту, то, что сейчас происходит у нас – это, к сожалению, дублирование той свободы, которую даёт интернет. А молодые дизайнеры китайские, корейские, якутские – да миллион каких-то любопытных персонажей – тебя реально обливают холодной водой от восхищения. Я уверен, что такие дизайнеры есть и в нашей стране.
Суть нового поколения в дизайне – это разрушить и создать нечто новое. Других смыслов нет. Классика в моде уже невозможна. На сцену вышел комфорт. И только новое поколение возбуждает своей парадоксальной открытостью ко всему новому, которую мода рождает. В этом очень много азиатских художников и совершенно юных молодых дарований.
Я понимаю, что жизнь продолжается, потому что это поколение, которое делает новые смыслы и делает новое время.
Я ни о чём не жалею. - ИГОРЬ ЧАПУРИН
– Почему ты не уехал из России как многие твои коллеги? Наверняка весь мир открыт для того, чтобы принять Игоря Чапурина?

И.Ч.: Я не уехал из России, потому что очень многое хотел рассказать здесь, и я всё время был для себя новатором. Каждый раз делая шоу в Париже, я говорил только о России и всегда рассказывал русские истории.
Но! Если это была «Анна Каренина», это были ремиксы «Депеш мод» – я рисовал эту коллекцию, катаясь на горнолыжном курорте. Если это была «Лолита», то это был Стенли Кубрик и чёрно-белый фильм – так родились эти мои удивительные золотые принты. Я всегда всё ставил с ног на голову не в контексте доказать что-либо, а в контексте создать новое. И я счастлив, что мои клиенты всегда отличались умом, мудростью, целенаправленностью. Это были самодостаточные прекрасные девушки, которые делали свою карьеру сами. Им нравился смелый дизайн, им нравился смелый дизайнер и все те умнейшие провокации, которые мне удавалось создавать. Поэтому я остался здесь для того, чтобы быть здесь именно таким.
Я ни о чём не жалею.
Тебя никогда не видели танцующим – я говорю о профессиональных занятиях. Откуда такая сумасшедшая любовь к классическому балету? Как это началось?

И.Ч.: Провокация (смеется). Я влюбился в балет через прекрасного человека, который танцевал балет. Эта любовь дала мне возможность полюбить этот вид искусства. Сейчас она бесконечна в своих прогрессиях и проявлениях.
Я уникально счастлив тем, что всё нынешнее поколение премьеров Большого театра, Ла Скала, Ковент-Гардена это мои друзья, потому я с ними познакомился, когда мы были в кордебалете, когда мы были просто маленькими мальчиками и девочками. Когда мы работаем вместе, я проецирую эту любовь, конечно, через танец. Удивительно то, что балет – во многом козырь для развития: язык танца даёт бесконечную возможность проявления своих чувств молча. Потому что костюм – это молчание; костюм – это динамика, это цвет, но это молчание. А эти ребята мне в этом помогают языком танца.
Сейчас я могу сказать, что создал костюмы для лучших танцовщиков мира. Это восхитительно, потому что это меня облагораживает и развивает, даёт очень большие возможности.
Вы знаете, когда недавно очень близкий мой человек – лучшая балерина мира и Большого театра Света Захарова – меня везла в машине домой, и мы много болтали, мне хватало здравомыслия понимать: кто меня везёт и что со мной происходит. Я рад, что эти моменты мне даёт судьба, что это возможно. И это говорит только о нашей «породистости», о нашем восприятии друг друга. Значит, я в рамках своей профессии дал себе такую возможность щеголять по ночной Москве с лучшей балериной мира, болтать с ней не о балете.
Сейчас в тренде балеткор (стиль повседневной одежды, заимствовавший некоторые элементы балетных костюмов). Очень много балетного входит в моду. К примеру, Мария Грация Кьюри обожает балет, приглашает даже на показы танцовщиков. Как ты считаешь, надо ли из балетного искусства и театральных костюмов что-то делать для простых людей?

И.Ч.: Парадокс начала ХХ века, когда Дягилев привлекал на удивление Европы лучших художников России (а потом уже и Европы), эти истории очень влияли на моду, но это была наивность начала ХХ века. Практически все художники, которые работали с Бакстом изменили моду, включая Шанель, которая также любила работать с Дягилевым и делала уникальные истории в русских балетных сезонах. История балета такова, что лучшие художники мира связаны с балетом. Это и Версаче, и Готье, и Алайя – лучшие мировые творцы, которые соприкоснулись с этой удивительной культурой танцев.
Время меняется. Я не думаю, что сейчас возможно влияние балетного костюма современных фешн-дизайнеров на моду. С другой точки зрения, то, что я сделал с Прельжокажем «Лебединое озеро» и эти удивительные пачки в стиле оригами – они заказываются нашими клиентами ровно так же, как те удивительные костюмы, в которых Бейонсе открывала свое шоу, в которых были принты из моей коллекции «Лолита».
Но я не хотел бы говорить о том, что сейчас балетный костюм может влиять на современную моду. Современный балетный костюм, который делают фешн-дизайнеры, прежде всего влияет на развитие современного балета. Балет должен развиваться и не должен стоять на месте. Это то гуттаперчевое искусство, которое гораздо сильнее оперы с точки зрения своей свободы. И фешн-дизайнеры здесь сопроводители той чудо-энергии, которая будет давать современному балету возможность бесконечно двигаться вперёд на бешеной скорости и удивлять своих зрителей открытостью, лёгкостью, сложностью, философией.
У меня сегодня была удивительная репетиция в Большом театре, когда Патрик де Бана, который ставит «Минотавра», где я делаю костюмы, пытался классическую танцовщицу Большого театра феноменальной красоты заставить возненавидеть зал в финале, потому что она – мать Минотавра, она королева. И он попросил её сделать так, чтобы люди рыдали…
Балет сейчас – это потрясающий вид искусства, который гуттаперчев и шедеврален в своей пластичности. И фешн-дизайнеры, конечно, здесь в помощь.
Балет сейчас – это потрясающий вид искусства, который гуттаперчев и шедеврален в своей пластичности. И фешн-дизайнеры, конечно, здесь в помощь...
Я счастлив, что в России существует Crave – удивительный театр, где эстетика доведена до безупречности. - ИГОРЬ ЧАПУРИН
А будет тебе интересно ещё какое-то танцевальное направление? Сейчас ты же работаешь и с Crave?

И.Ч.: Сейчас мне любопытна работа, которая меня будоражит, потому что у меня есть свои такие реминисценции в прошлое. Раньше каждый год, как в фильме «Ирония судьбы или с лёгким паром», 18 декабря мы с друзьями улетали в Париж и на Рождество ходили либо в Crazy Horse, либо в Moulin Rouge, либо ещё куда-то. Я счастлив, что в России существует Crave – удивительный театр, где эстетика доведена до безупречности. Наверное, можно говорить, что это театр мирового уровня с точки зрения личностного потенциала. То, что я сейчас там делаю новое шоу, это для меня что-то новое и прежде всего с точки зрения самого себя – иной танцевальной культуры, пластики. И дело совсем не в обнажённости. Ведь когда ты готовишь показ, то 30–40 самых красивых девушек страны обнажаются, переодеваясь, но ты работаешь и не задумываешься об этом. А здесь это возведено в эстетику и ты часть этого культа, это круто! Я думаю, что все получится. Это ещё один новый шаг.
Небольшое видео-интервью Игоря Чапурина
Про любовь, искусство, одиночество и работу....
Я родился в СССР, в совершенно закрытом государстве. Я знаю все симптоматики и прошлого, и настоящего. Мне мало что страшно уже в жизни и в бизнесе, потому что я уже видел многое.
Сейчас существуют диаметрально противоположные мнения: одни говорят: в связи с сегодняшней ситуацией в стране очистились места, и для дизайнеров появилось много площадок, куда раньше их не пускали; и диаметрально противоположное мнение о том, что нас сейчас закроют, и это будет тупик - всё превратится в условный Кузнецкий мост, где работал Слава Зайцев, закрытый для выездов на показы, и его потрясающие работы представляли другие люди за границей, собирая овации и даже премии. У тебя какое ощущение? Во что ты веришь, как это будет всё развиваться?

И.Ч.: Мой мир, конечно, наполнен определёнными обращениями в прошлое и мне сложно сказать, чего бы я боялся бояться. Когда не было Vogue, когда не было Elle, когда не было Harper’s Bazaar, L’Officiel, я уже работал на итальянский бренд великой княгини Голицыной, которая одевала Одри Хепберн, Элизабет Тейлор, всю семью Ротшильдов, Грету Гарбо. Когда мне предложили остаться в Италии, это был очень важный для меня выбор, но я уже открывал свой первый бутик в России. Это был 1998 год – очень страшный год для экономики России. Я его вытерпел.
Потом была ещё масса всего, но для меня работа всегда была тем замечательным чудным проводником счастья: я видел счастливых людей и я работал, наверное, на определённой волне всего этого. Это эгоистично, но я получал от этого огромное удовольствие и ни о чём не жалею.
Я родился в СССР, в совершенно закрытом государстве. Я знаю все симптоматики и прошлого, и настоящего. Мне мало что страшно уже в жизни и в бизнесе, потому что я уже видел многое.
Но я всё равно убеждён, что в любой ситуации, на которую мы преимущественно не можем повлиять, красота спасёт мир. Я часть этой индустрии. Я часть этой философии.
– А как трансформируется мечта маленького мальчика из Великих Лук в мечту великого дизайнера с мировым именем?

И.Ч.: Я любил своих родителей. Они отдали свою жизнь лёгкой промышленности. Любил своего деда, который был лучшим специалистом по переработке льна. Я уважал то, что они делали. Они были для меня очень большим примером. Я никогда ничем не жертвовал. Я просто шёл вперёд, не думая о целенаправленности либо целесообразности своих жертв абстрактных, либо о своих проступках.
Когда мне негде было жить – я жил на вокзале. Когда мне негде было спать – я спал на 9-м этаже какой-то многоэтажки. Но я учился, получал образование, для меня это было не страшно. Сейчас это звучит достаточно парадоксально, но из того, что я делал в своей жизни я ничего не привлекал осознанно. И Уитни Хьюстон, и Бейонсе, и много иных удивительных и потрясающих женщин – это всё, наверное, какая-то естественность, которая была притягательна прежде всего по отношению к моей неосознанности с точки зрения моей карьеры. Я просто любил то, что я делал и продолжаю любить то, что делаю. Я не задумываюсь о том, чего я добился, потому что, по большому счёту, я только один раз в жизни зашёл в интернет, набрал «Чапурин» и посмотрел, что произошло. Я понял, что меня это останавливает, я не хочу этого знать, потому что всё прошлое – неинтересно. Надо только двигаться только вперёд, и думать только о будущем. Поэтому мальчик из маленького города всё время продолжает мечтать.

Но я всё равно убеждён, что в любой ситуации, на которую мы преимущественно не можем повлиять, красота спасёт мир. Я часть этой индустрии. Я часть этой философии...
P.S.

– Скажи, пожалуйста, вот безусловная любовь, Игорь, она для тебя какая?

И.Ч.: Жизнь уже показала, что любовь к родителям – одна, к близким – иная, к друзьям – третья. В свои годы я понял, что только любовь раскрывает твоё отношение к человеку, связям в семье, к твоему прошлому. Любовь – это та бесконечность, которую хочется слышать, видеть, хочется надеяться, что она тебя не покинет.

- Ты человек сентиментальный? Ты плачешь?

И.Ч.: Конечно.

- А кто или что тебя сейчас влюбляет?

И.Ч.: Работа!
Все права на фото видео и текст принадлежат Игорю Чапурину и команде продакшена.
Использование фото, текста и видео без согласования с правообладателями запрещено.